Кемеровская железная дорога существовала с 1979 по 1996 год. Она образовалась 17 января 1979 года после ее выделения из состава Западно-Сибирской железной дороги, а затем, после ликвидации, снова вошла в её состав. Дорога размещалась на территории Кемеровской и Томской обл. Управление дороги располагалось в Кемеров. Эксплуатационная протяженность железной дороги на 1990 год составила порядка 2 тысяч километров, включая и линию от Белого Яра до Таштагола, составляющую 1015 км. В составе КЖД находились Тайгинское, Беловское и Новокузнецкое отделения.

Самыми крупными узлами дороги читаются Томск, Юрга, Тайга, и пр. Почти 80 % протяжённости дороги электрифицированы. Электровозы выполняли 97 % перевозочной работы, используя электровозы ВЛ10 и ВЛ10у. КЖД, будучи важной транзитной магистралью, должна была обслуживать наикрупнейшие угольные разрезы, шахты и рудники Кузбасса, металлургические обогатительные предприятия, заводы химической и машиностроительной промышленности, и проч. В составе дороги находились основной сибирский ход Болотная-Тайга- Мариинск. Что касается линий, обслуживавших угольные и остальные промышленные районы региона Кузбасса, то это Тогучин-Проектная-Новокузнецк- Таштагол, а также – Юрга-Топки-Проектная с отходящей от неё линией Топки-Кемерово-Барзас-Анжерская. Ну и еще участок среднесибирского хода в виде Артышты-Новокузнецка-Междуреченска, и Томская ветвь в виде Тайги-Томска-Асино-Белого Яра.

Кемеровская железная дорога имела выход из центра и южных районов региона на Абакан, Барнаул и Новосибирск. Длина широтного направления КЖД от Тогучина через Белово с Новокузнецком до Междуреченска составляет 400 километров. Одна из самых старых по времени построения — Кольчугинская линия, между ст. Юрга и Кузнецк-Сибирский. Дорогу эту начали в 1913 году, затем, в 1925 году, ее продлили до ст. Усяты. В 1917 году начали строить линии Кузнецк-Тельбес, эту линию достроили уже в 20-е 20-го столетия. В 30-е годы проложили участки Новосибирск-Ленинск, а также Кузнецк-Темиртау со вторыми путями на уч. Проектное-Усяты, начали строить линию Мундыбаш-Таштагол (сдали в пользование в 1941 году), в строй ввели ветку Кемерово-Барзас. 1937-й год отметился электрификацией первого в Сибири железнодорожного участка Белово-Новокузнецк. В 1952 г. сдали в эксплуатацию линию Артышта-Алтайская.

Еще через 6 лет электрифицировали участок Тайга-Болотная. Линия Новокузнецк-Абакан вступила в строй в 50-е 20-го века, продолжалась и электрификация самых грузонапряжённых веток, которая окончилась введением в строй электротяги на участке Тайга-Мариинск. Начиная с 60-х годов, прокладывают пути к свежим месторождениям полезных ископаемых, продолжают электрификацию участков КЖД. В 1964 году на линии Артышта-Подобас начали строить самый большой тоннель в Западной Сибири, которая дала прямой выход на среднесибирский ход. Дорога получила новый выход на Транссиб уже в 1986, после введения в строй участка Барзас-Анжерская, который сократил путь угольным составам из Кемеровского и Берёзовского рудников почти на 300 км. В составе железной дороги были такие отделения, как НОД-1 Тайгинское, НОД-2 Беловское и НОД-3 Новокузнецкое.

В состав КЖД вошли свыше сотни предприятий и 163 линейных станции и разъездов, включая сортировочные станции Тайга, Кемерово-Сортировочное, Топки и Новокузнецк-Сортировочный. В локомотивном хозяйстве шесть главных и три оборотных депо. На КЖД работает старейшее в РФ локомотивное депо на станции Тайга, возведенное еще в 1897 г.