Когда мы покупаем билет, редко смотрим на категорию поезда, зная только, что есть плацкарт или купе. Между тем, есть целый ряд категорий поездов, различающихся по скорости движения и дальности поездки. Их делят на скорые и пассажирские, а также на поезда дальнего следования, местного сообщения и поезда пригородные. Кстати, наверное, вы замечали, что иногда в пути поезд делает недлинные остановки, их меньше по количеству. Это скорые поезда. Но за скорость придется дополнительно заплатить, где-то процентов на 12. А вот номера поездов с их названиями и категориями. Есть скорые пассажирские поезда круглогодичного обращения — 1-148, а есть скорые пассажирские сезонного обращения — 201-298. Есть просто скоростные — 151-168 или ускоренные — 171-198. Чаще мы пользуемся пассажирскими летними — 301-399. Есть поезда также пассажирские разового назначения — 400-499, или летние разового назначения — 500-599. Есть местные поезда — 600-699, или туристско-экскурсионные с номером 800-899, а еще по железным дорогам нашим ходят почтово-багажные и грузопассажирские поезда — 900-999, а также пригородные — 6000-6999. Правда, разделение это чисто условно. Часто не соблюдают границы диапазоны номеров разных категорий составов, и поезду одной категории достается номер примыкающей категории. А все из-за того, что число составов одной категории по некоторым причинам растет, а других — сокращается.

Всякий вагон имеет свое усеченное обозначение. Вы увидите в скобках символы, которые используют в билетах системы «Экспресc». Итак, есть вагоны СВ (Л) – это мягкий с двухместным купе, СВМ (М) – речь о мягком с двух- и четырехместными купе, М — мягкий с 4-хместными купе, всем знакомые – К (К), то есть купейные вагоны с четырехместными купе, КБ – это значит купейный с купе-буфетом, КР – это купейный, где есть радиостанция, ПЛ (П) – а это некупейный вагон со спальными местами, то есть плацкартный, О (О) – речь о некупейном вагоне с местами для сидения, то есть все его знают, как общий, ОБЛ (С) – это межобластной вагон с местами для сидения, Р – это вагон-ресторан, П – обозначает почтовый вагон, а Б — багажный. Для перевозок пассажиров по РЖД используют чаще жесткие поезда, с общими и плацкартными вагонами, в первых 81 сидячее место, а во втором виде — 54 спальных. В купейных вагонах 36 мест и отдельные купе для проводников, в мягких — 9 двухместных купе, в межобластных с креслами для сидения — 62 места. Используют и вагоны RIC 1 и 2 класса, в которых по 22 и 33 мест соответственно.

Кстати, все нижние места в плацкартных и купейных вагонах под нечетными номерами. Боковые в плацкартном вагоне — от 37 до 54.