Кемеровская железная дорога существовала с 1979 по 1996 годы. Дорогу образовали 17 января 1979 года, выделив её из состава Западно-Сибирской железной дороги, и снова была включена в ее состав после ликвидации. Дорога пролегала по Кемеровской и Томской области. Управление дороги располагалось в Кемерове. Эксплуатационная протяженность дороги на 1990 г. — порядка 2 тысяч километров, включая линию 1015 км — от Белого Яра до Таштагола. В составе дороги находились Тайгинское, Беловское и Новокузнецкое отделения. Самыми крупными узлами КЖД считали Томск, Тайгу, Юргу, Топки, Кемерово, а также Ленинск-Кузнецкий, Арышту, Белово и Новокузнецк. Большая часть, почти 80 %, всей дороги электрифицирована. На дороге использовали электровозы ВЛ10 и ВЛ10у. В составе Кемеровской железной дороги были главные участки, в виде главного сибирского хода Болотная — Тайга — Мариинск, а также линии, которые обслуживали угольные и остальные кузбасские промышленные районы в виде Тогучина — Проектной — Новокузнецка — Таштагола, Юрги — Топок — Проектной и отходящей от неё линии Топки — Кемерово — Барзас — Анжерская, участка среднесибирского хода Артышта — Новокузнецк — Междуреченск и Томской ветвп Тайга — Томск — Асино — Белый Яр. Дорога имела из центра и южных районов Кузбасса выход на Абакан, а также на Новосибирск и Барнаул. 400 км – такова длина широтного направления КЖД от Тогучина через Белово и Новокузнецк до Междуреченска. Самая старая по сроку строительства – это Кольчугинская линия, проложенная между станциями Юрга и Кузнецком-Сибирским, начатая аж в 1913 г., и через 12 лет продленная до станции Усяты. В 1917 году начали строить линию Кузнецк — Тельбес, достроив эту линию уже в 20-е года XX столетия. В 30-е этого же столетия проложили участки Новосибирск — Ленинск, Кузнецк — Темиртау с вторыми путями на участке Проектное — Усяты, начали строить линию в направлении Мундыбаш — Таштагол, сдав в эксплуатацию в 1941 г., ввели в строй ветку Кемерово — Барзас. Первый сибирский железнодорожный участок Белово — Новокузнецк был электрифицирован в 1937 г. В 1952 году была пущена линия Артышта — Алтайская. Через 6 лет электрифицировали участок Тайга — Болотная. В те же 50-е сдали в эксплуатацию линию, соединяющую Новокузнецк с Абаканом, продолжили электрификацию самых грузонапряжённых линий, которую завершило введение электротяги на ветке Тайга — Мариинск. В 60-е годы проложили линии к новым месторождениям полезных ископаемых, идет электрификация участков КЖД. В 1964 г. начали строить самый большой тоннель Западной Сибири, на пути Артышта — Подобас (Томусинская), который дел прямой выход на среднесибирский ход. Дорога получила новый выход на Транссиб в 1986 году, после введения в действие участка Барзас — Анжерская, сократившего около 300 км пути угольным составам из рудников Кемеровского и Берёзовского районов. В составе дороги были 3 отделения — НОД-1 Тайгинское, НОД-2 Беловское и НОД-3 Новокузнецкое. В локомотивном хозяйстве шесть основных и три оборотных депо. На КЖД функционирует одно из наистарейших российских локомотивных депо на станции Тайга, его построили еще в 1897. Что касается дистанций электроснабжения, то среди них называют Калтанскую, Новокузнецкую, Беловскую, Тайгинскую, Томскую и Кемеровскую.