Кемеровскую детскую железную дорогу, одну из самых новых в Российской Федерации ДЖД, одну из 4-х ДЖД, полностью построенных не в СССР, а в новой России, открыли 5 лет назад, 12 октября. Ее считают крупнейшим и недешевым транспортным проектом. В двух её конечных станциях построены довольно крупные здания, чья стоимость сравнима разве что со стоимостью строительства станции метро. Это — престижный объект, обычно такие ДЖД строят только в успешных городах.

Рождение транспортного объекта, второго по престижности после метро, значительно повысило статус Кемерово.

Известно, что мечты о детской железной дороге начали витать с 1979 года, со дня образования Кемеровской железной дороги. Кемеровскую железную дорогу в 1996 г. присоединили к Западно-Сибирской. Однако неравнодушие и настойчивость губернатора Кемеровской области, этот вопрос оставался на повестке дня. В 2000-х годах много говорили о месте строительства в Кузбасском регионе детской железной дороги. Для этого, кроме Кемерово, предлагали Новокузнецк — крупный железнодорожный узел, и Тайгу, небольшой городок. Но в результате решили таки строить детскую железную дорогу в областном центре. 6 лет назад губернатор Кемеровской области и глава Западно-Сибирской железной дороги достигли договорённости про строительство ДЖД в Кемерове. А в феврале 2007 г. завершили работу над проектом детской железной дороги, в которой принимали участие несколько проектных институтов — Сибгипротранс и Желдорпроект. И уже весной того же года ДЖД начали активно строить. Пионерская – вот такое советское название получила главная станция ДЖД. Все перенеслось будто на 20 лет назад. Местом для главной станции выбрали рядом со зданием управления Кузбасского отделения ЗСЖД. В 1989 году было возведено огромное админздание железной дороги.

Детскую железную дорогу практически на всём протяжении проложили параллельно Томи, но подальше от реки. Она пролегает где-то на половине своей длины вдоль новой автомагистрали, то есть Притомского проспекта, построенного в 2000-х годах, немного раньше, чем ДЖД.

Предполагали, что запущена в эксплуатацию будет линия протяженностью около четырех километров, с 2 конечными станциями и промежуточным разъездом. В перспективе были планы по строительству следующей очереди детской железной дороги, продлив линию на восток.