КЖД появилась на свет в 1979 г. Она находится территориально в Западносибирском регионе РФ, проходя через 2 области — Кемеровскую и Томскую. Особенности ее деятельности определяют ее географическое и экономическое положение в системе российских железных дорог (в России всего есть 19 государственных железных дорог). Кемеровская ЖД обслуживает самые крупные угольные разрезы, шахты и рудники, а также металлургические предприятия, мощные ТЭС, и проч. 

Самые крупные предприятия Кузбасса — это Кузбассразрезуголь с Западно-Сибирским металлургическим комбинатом, Кузнецким металлургическим комбинатом, алюминиевым заводом, Кемеровским акционерным обществом «Азот», Беловской тепловой электростанцией и проч. Основные грузы, перевозимые железной дорогой, это уголь — 73% перевозок, железная руда с металлом – 12 процентов, строительные грузы — 8% и пр. Объемы погрузки каждый год составляют свыше 200 млн. т.

Среднесуточная погрузка — более 6 тысяч вагонов, и грузы на экспорт из них составляют 12,5%. Средняя масса поезда составляет более 3,3 тыс.т. С целью качественно улучшить технологические процессы работы, на 59 станциях построены автоматизированные рабочие места. Кемеровская железная дорога, занимая важнейшее географическое и экономическое положение, стала в системе железных дорог РФ одной из ключевых транзитных магистралей. Именно на Кемеровскую магистраль приходится свыше 13 процентов сетевого объема железнодорожных погрузок страны. В составе КЖД — участок основной транссибирской магистрали, речь о Болотная-Тайга-Мариинск с огромным большим транзитным грузовым потоком Европа-Дальний Восток. 2 тысячи километров – такова эксплуатационная длина дороги.

Электротяга осуществляет 98 процентов перевозочной работы. Управление ЖД расположено в Кемерове. Дорога структурно состоит из Тайгинского подразделения, Беловского и Новокузнецкого. Самыми крупными узлами являются Тайга с Кемерово, Ленинск-Кузнецким, Беловым, Новокузнецком. В составе КЖД свыше сотни предприятий, более 170 ЛС и разъездов, на 110 из которых осуществляются грузовые работы. Количество людей, которые заняты на перевозках, составляет 38 тысяч человек. В локомотивном хозяйстве объединены шесть главных депо. 70% дороги оснащены диспетчерской централизацией и автоблокировкой. Более 4 тысяч стрелок подключили к электрической централизации. Участки КЖД оборудованы устройствами для поиска в движущихся поездах перегретых букс. 70 процентов электрифицированных участков оснащены устройствами телеуправления.

КЖД в течение года осуществляет пассажирские перевозки, ежегодно перевозя более 45 млн. человек. На КЖД сформировано 18 поездов дальнего следования, и семь — местного сообщения. Каждый день с вокзалов и станции КЖД отправляются в путь около 110 тысяч пассажиров. 93 процента — это пригородные поезда.

У дороги есть информационно-вычислительный центр, который решает более полутысячи задач планирования, управления, формирования, и пр. В хозяйстве дороги, помимо производственных объектов, есть и жилой фонд, учебные и медучреждения.