Кемеровская железнодорожная сеть была образована в 1979 году. Ранее она входила в состав железной дороги. Кемеровские железнодорожные пути располагаются на площадях Кемеровской и Томской областей. Кузбасс – край угольных шахт, разрезов и рудников и различных предприятий промышленности, это определяет специализацию работы дороги. В график движения заложен ритм перевозок руды на металлургические заводы и обогатительные предприятия, на химические и энергетические фабрики. Для обеспечения бесперебойного функционирования отрасли организованы перевозочные работы, в соответствии с высокими технологиями местных отделений. Единый технологический процесс действия промышленных предприятий, заключает в себя прогрессивные нормы эксплуатации подвижного состава. Управление дороги находится в городе Кемерово, столице Кузбасса. Общая длина эксплуатационных путей две тысячи километров. Дорога включает в свой состав три отделения: Беловское, Новокузнецкое и Тайгинское. Станция «Тайга» остается крупным узлом на Кемеровской железной дороге. На ней находится старейшее локомотивное депо в стране, основанное в 1897 году. Дорога проходит по главному сибирскому ходу, основной участок Болотная-Тайга-Мариинск.

В локомотивном хозяйстве задействовано шесть основных депо, в том числе три оборотных. Кемеровская железная дорога имеет в распоряжении новейшую высокопроизводительную железнодорожную технику. На всей протяженности дороги есть электрификация, кроме незначительной части. Работа по перевозке пассажиров и грузов выполняется электровозами в 97% случаев. Мощность электровозов позволяет тянуть поезда весом более шести тысяч тонн. При движении состава на уклонах, энергия возвращается в контактную сеть, благодаря схемам рекуперации. Энергетическое хозяйство на высоком уровне оснащено новыми технологиями, инициирующими надежную работу электротяги, даже в зимнее время. Железная дорога оборудована диспетчерской централизацией и автоматической блокировкой и датчиками для обнаружения перегретых букс в проходящих составах. Контактная сеть оценивается в 24,7 балла, при норме 25.
На 158-ми станциях действует электрическая централизованная система стрелок и сигналов. Стрелочные переводы имеют централизованное управление, механические контрольные замки применяются лишь на 10% участков. Ремонт и эксплуатация путей осуществляется при помощи высокотехнологичных систем путевых машин, выполняющих снегоочистительные функции и другие технические работы. Широкое оснащение радиостанциями и телефонной связью на протяжении всей Кемеровской железной дороги обеспечивает безопасность на всем пути следования. На дороге действует автоматическая система оперативного управления грузовыми перевозками на железной дороге. Для эффективности маршрутных грузоперевозок создана система планирования. Пассажирские потоки обеспечиваются передовыми системами обслуживания клиентов железной дороги.